Приветствую Вас Гость
Мой сайт
Главная » 2015 » Июль » 8 » Шпаргалки по истории экономических учений. - "Шпаргалка по истории экономических учений" -
01:26
Шпаргалки по истории экономических учений. - "Шпаргалка по истории экономических учений" -

Костакова Татьяна Александровна

Шпаргалка по истории экономических учений

Издание подготовлено совместно с Издательским центром IPR MEDIA

www.iprmedia.ru

1. Зарождение и особенности развития экономической мысли Древнего Востока

Хозяйство восточных цивилизаций часто называют азиатским способом производства, т.к. оно отвечает следующим критериям:

1) чрезмерная государственная опека натурального хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы;

2) ведущая роль в национальной экономике собственности государства. Наиболее популярными источниками – памятниками экономической мысли цивилизаций Древнего Востока являются Древний Египет, Вавилония, Древний Китай и Древняя Индия.

В Древнем Египте человечество располагало двумя самыми ранними памятниками экономической мысли:

1) «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» XXII в. до н.э., в котором приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством;

2) «Речение Ипусера» XVIII в. до н.э., главная идея которого – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства.

Вавилония. Это древневосточное государство сохранило Кодекс законов, который действовал в стране в XVIII в до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально – хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из – за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Древний Китай. Древнекитайская экономическая мысль связана с именем Конфуция (551-479 до н.э.) и его сборником «Беседы и суждения», в котором он настаивал на мысли, что только образованный правитель, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства; а также с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы», главной задачей которого являлось равномерное распределение богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков и незыблемость сословного деления общества.

Экономическая мысль Древней Индии на протяжении IV-III вв. до н.э. заключается в трактате «Артхашастра» (учение о доходах), автор которого Каутилья, утвердил основные положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства предполагает деление общества на рабов и свободных граждан, и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.

Шпаргалка по истории экономических учений - Татарников Евгений

скрыть содержание. Татарников Евгений Александрович Шпаргалка по истории экономических учений; 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ...
http://www.e-reading.club/book.php?book=97519

2. Особенности экономической мысли античного общества

Экономическую мысль античного общества формулировали философы того времени. Лучшие достижения в данной области приходятся на V–VI вв. до н.э.

История экономических учений. Шпаргалка.

Скачать: История экономических учений. Шпаргалка. (doc)
http://www.alleng.ru/d/econ/econ369.htm

Экономическая мысль Эллады была сформирована на основе натурального хозяйства и рабовладельческого строя. Важным моментом античности было призрение к любой трудовой деятельности, т.к. она считалась уделом рабов, и превознесение умственной.

Важные моменты в развитии экономической мысли отмечаются в трудах мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

История экономических учений: Шпаргалка (fb2) | КулЛиб ...

История экономических учений: Шпаргалка 492K (читать) (скачать fb2) ... и учебной программой по дисциплине «История экономических учений».
http://coollib.net/b/173879

Ксенофонт считал предпочтительным натуральное хозяйство на земле. Он осуждал накопление богатства и одобрял введение штрафов за формирование в личном пользовании золота и серебра, предлагал введение железных денег, дабы снизить желание к сбережениям. Абстрактными проблемами полезности и стоимости не занимался.

Платон придерживался натурального хозяйства. Он утверждал, что государство может просуществовать долго, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Предлагал запретить ссуды под проценты и считал, что законы должны регулировать колебания цен. Пытался доказать, что чрезмерное богатство и счастье несовместимы. Он сформировал теорию идеального устройства государства, основанного на идеи справедливости. Социальные взгляды Платона выражались в специфическом отношении к собственности. Он полагал, что у правителей и воинов частной собственности быть не должно, а у ремесленников и крестьян наоборот, т. к. это побуждает их трудиться. Дальнейшее развитие должно было привести к полной отмене частной собственности.

Аристотель будучи идеологом натурально-хозяйственных отношений, разработал проект идеального государства, согласно которому все виды деятельности людей с точки зрения приобретения богатства подразделяются на естественную сферу – экономику, либо неестественную – хрематистику.

Он одобряет сферу экономику (земледелие и ремесло), т.к. она обеспечивает нормальное состояние человека и должна поддерживаться государством, и осуждает вторую сферу, т.к. она являет собой накопление богатства и свершение крупных торговых сделок для перепродажи и нажития состояния.

Недостатком теории Аристотеля является двойственное представление обмена: в одном случаи, как часть экономики, т.е. если он удовлетворяет потребности, а в другом случаи, как часть хрематистики – если обмен символизирует акт наживы.

Также Аристотелем признается негативным крупная торговля и ссудные операции.

Развитие экономической мысли в античном обществе сводится к вознесению натурального хозяйства и принижению накопления богатства и денег, как его составляющей.

3. Экономические взгляды Аристотеля

Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика». В них он настаивает на делении общества на свободных и рабов, их труда на умственный и физический, и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый продемонстрировал в выдвинутой им концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция заключается в том, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли можно соотнести с одной из двух сфер:

1) естественной (экономика), которая представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья содействуют удовлетворению жизненных потребностей населения;

2) неестественной (хрематистика), которая строится на бесчестных крупных торговых и посреднических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние. По рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально – хозяйственных отношений (а это обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к издержкам хрематистики.

Истинное богатство состоит в совокупности из средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной «общины». Подобная форма богатства естественна и не безгранична в отличие от неестественного стремления наживать деньги – для такой формы богатства «нет никакого предела».

Аристотель различает справедливость «распределяющую», которая относится к области права, и «уравнивающую» – к сфере обмена. «Уравнивающая» справедливость предполагает равную долю для всех, «распределяющая» – каждому по заслугам.

Аристотель положил начало традиции выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности. Аристотелевская этика предписывает как необходимо поступать.

В «Никомаховой этике» утверждается, что наука о государстве законодательно определяет, какие поступки следует совершать и что для одного человека благом является тоже самое, что и для государства.



www.litmir.info
Просмотров: 265 | Добавил: beforty | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0